среда, 4 июля 2012 г.

Как нами манипулируют через СМИ

Философ Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации. 

1- Отвлечение внимания 

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. 

«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные 

2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения 


Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. 

Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб. 

3- Способ постепенного применения 

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века. 

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции. 

4- Отсрочка исполнения 

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. 

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время. 

5- Обращаться к народу как к малым детям 

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. 

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет. 

6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления 

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения… 

7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность 

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы. 

8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью 

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным… 

9- Усиливать чувство собственной вины 

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может! 

10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают 

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами. 

Я бы к этому мог добавить еще кучу методов, которые постоянно шокируют, хлещут как ветки по лицу, когда лезешь через кустарник. Например: 

11- Приём непризнания доказанного Если признать Х, то придётся жить, поступать, вырабатывать мнения с учетом того, что в прошлом уже был этот факт Х. Если же в СМИ, в парламенте отказываться признавать давно всем очевидное ГОДАМИ (методом например назначения бесконечных комиссий по расследованию, котореые в надцатый раз должны наконец "окончательно установить" уже давно и так установленное и всем известное), то выводов и изменения действий можно избежать. Так поступают с терактами 11 сентября 2001 года, с причинами банковского кризиса, с кучей центральных для власти проблем. 

12- Принцип 5-минутной памяти 

Т.е. тексты пишутся всегда "с наивного нуля" так, словно бы у человечества кастрирована память. Это позволяет делать поразительно шизофренические заявления. Например, что страна, которая начала и ведет 3-5 войн только за последние 10 лет, официально ввела пытки, обыски во всех аэропортах с заглядыванием в личные вещи, заставы на дорогах, помещение в черные списки любых "конституционалистов" или участников демонстраций, а полиция имеет право использовать 50-киловольтные разрядники как мобильные пыточные устройства -- это "демократия", а не полицейское государство ведущее войны против всего остального мира. 

13- Видеоэффект нарезки в крошку 

Последовательное режется на кусочки, которые потом складывают в особую структуру, затрудняющую понимание. Например, в газетах  вводные с подсовываемыми мнениями часто повторяются по 2-3 раза разными словами в начале, а "что произошло" можно узнать примерно к последней трети заметки. Завершится она еще раз повторённым отношением к событию, которое читателю предписано усвоить. 

14- 3-секундный монтаж на ТВ 

Психика человека устроена так, что в первый момент его мозг обрабатывает предъявленную картинку на предмет РАСПОЗНАВАНИЯ. Эта фаза занимает от 1 секунды до от силы 2-3. После этого человек начинает РАЗГЛЯДЫВАТЬ и ДУМАТЬ ПО ПОВОДУ показанного. Приём этот абсолютно нарочит, и когда например в Голливуде/на ТВ надо сделать фильму "для Оскара", то там вы обнаружите длинные кадры. Неспешность, позволяющая впитать в себя происходящее. 
Проверьте сами - оказавшись перед ящиком, посчитайте вслух "один, два, три" и посмотрите как часто меняется изображение на экране в программах разных жанров.

2 комментария:

  1. Очень правильная статья, действительно сми дурят нас как хотят.Я телевизор практически не смотрю, но дочка впитывает это всё как губка и не запретишь все её друзья смотрят телек обсуждают...

    ОтветитьУдалить
  2. Это не беда, Оксана, что девочка смотрит тв. Главное - сохранить здравое и критичное отношение к тому, что нам навязывают. Дети, даже самые махонькие, прекрасно понимают, если им доступно и с юмором объяснить,прокомментировать, кому все ЭТО выгодно и приносит деньги, что это так "круто" - быть адекватным и во многом разбирающимся человеком!

    ОтветитьУдалить