Для описания некоторой совокупности установок, поведенческих стереотипов, верований, привычек, ощущений тела, чувств и эмоций и т.д., психологи используют термин «субличность».
Хорошенькая девочка надувает губки, встряхивает прекрасными локонами, и тыкает маленьким пальчиком в понравившуюся ей дорогущую игрушку.
Родители, единственным «светом в оконце» для которых является их доченька, скрепя сердце, и, игнорируя доводы разума, платят и покупают.
И повторяется эта история не раз и даже не два, с вариациями, конечно же, но основная схема «Я – Маленькая Принцесса, дайте то что я хочу, иначе Надую Губы и Заплачу» сохраняется.
Талантливый мальчик убегает вначале в свои сказочные фантазии. Это помогает дождаться маму с работы, не так страшно одному в пустой квартире.
Потом он начинает убегать в виртуальный мир, где крушит всех и вся, где есть клавиша «эф пять», бессмертие, всемогущество и нет страха и одиночества.
Она выигрывает одни соревнования за другими, несмотря на то, что тренировки лыжниц – это холод, терпение, и работа, работа, работа.
Она счастлива, когда хвалит тренер, когда гордятся родители. Она знает, что нужно делать, чтобы побеждать, получать одобрение своих значимых взрослых, Родителей.
Жизнь интересна, сложна, многообразна, и со временем человек нарабатывает опыт проживания совершенно разных ситуаций, как положительный, так и отрицательный.
Более того, иногда наработанные программы могут вступить в противоречие между собой. Либо перестать быть адекватными текущим реалиям.
Миловидная женщина старше тридцати лет знакомится с очередным мужчиной… Она никак не может понять, почему большинство подружек давно замужем, а некоторые уже и не по первому разу. Хотя, как говорится, «все при ней». Что не так?
Может судьба такая? Или этот, как его «венец безбрачия» какой кто наложил?!
Она уже и к бабкам ходила (хотя где их сейчас, знахарок-то настоящих найдешь), и в клубы знакомств элитные обращалась, и на сайты знакомств анкету размещала.
Молодой человек в который уже раз приходит устраиваться на работу. Конечно же его не берут. А вы бы взяли? Худой, сутулый, всеми фибрами своей души излучающий одно «мне страшно! Я хочу убежать!». С трудом можно понять что он там бормочет себе под нос…
Ее муж – крупный бизнесмен. Они живут в загородном доме. Ее дети ходят в лучшую школу, музыка, рисование, теннис, танцы и дополнительный английский… - набор несчастного ребенка современных родителей в наличии. Она выглядит сногсшибательно…
- перестал соответствовать требованиям реальности;
- перестал соответствовать нашим исходным данным;
- изначально был записан с ошибками, в силу случая или ограниченности возможностей тех людей, что встретились нам в жизни.
Модель, которая когда-то привела к успеху, выживанию, а сейчас вредит, разрушает жизнь.
Почему нельзя эту часть «уничтожать»
1. Разумнее и целесообразнее подправить ту часть схемы, которая «сбоит». Субличность – достаточно сложный, объемный комплекс. Более того, он уже показал свою полезность, нужность в некоторых жизненных обстоятельствах. И может быть использован в будущем в аналогичных случаях.
2. Война с собой довольно затратное и заведомо проигрышное мероприятие. Гораздо полезнее и конструктивнее – договоры о взаимовыгодном сотрудничестве.
3. Цель работы – интеграция, целостность. И одна из основ успешности подобной работы заключается в доверии. В том числе и в доверии себе.
4. Бережное отношение к тому, что у человека есть на сегодняшний день, позволяет довольно быстро корректировать конкретные проявления «неправильного» субика, сохраняя общую систему.
5. Любое грубое вмешательство в работу психики попросту опасно, и агрессия в свой адрес неуместна.
О чем говорит агрессия в адрес своей же собственной части личности
Для того, чтобы изменить что-либо нужным нам образом, для начала нужно разобраться, а что собственно говоря мы вообще имеем на сегодняшний день.
Затем, пережив зачастую не самые приятные эмоции, смириться с фактом, что да, действительно, это Я веду себя так-то и так-то вот в таких-то конкретных ситуациях. Чувствую при этом то-то, думаю определенным образом и т.д.
В результате получаю нечто, что меня не устраивает и я хочу изменить.
Агрессия в адрес части собственной психики, части своей же личности, говорит об отказе принять на себя ответственность за эту модель поведения, за эти действия, выборы, чувства, решения.
Как будто это не Я действую определенным образом. Потому как кому понравится принимать такой факт, что его неудачи всего лишь результат его же собственного поведения. И что превращение их в удачи, вопрос исключительно его выбора. Да и субик обычно вредительствует не очень –то симпатичный. Не хочется принимать такое – как часть себя.
Чаще всего подобное отношение – это привет из прошлого, когда за допущенные ошибки ребенка наказывали, вместо того чтобы обучать правильному отношению к различного рода жизненному опыту.
Что получится, если проигнорировать предупреждения о безопасности и таки «грохнуть» «неправильное» суб-Я
Итак, что же делать с той частью личности, что на первый взгляд, создает проблемы в текущей жизни:
1. Познакомиться с ней поближе. Обратить внимание, в каких ситуациях проявляется «неправильный» субик, что может его переключить, что при этом чувствуется, какие мысли появляются, каким видится мир. Понять, почему данный комплекс внутренних программ срабатывает именно таким образом.
2. Разобраться как и когда возник данный аспект личности, при каких обстоятельствах закрепился «мешающий» тип поведения.
3. Проанализировать, что в субике устраивает, и даже очень, а что нужно подправить:
- уточнить, в каких ситуациях эта конкретная субличность соответствует требованиям реальности, успешна;
- с нажитым жизненным опытом, с возрастом и пережитыми жизненными коллизиями человек меняется, а значит, следует привести в соответствие с исходным данным проявления означенного субика;
- если изначально был записан с ошибками, в силу случая или ограниченности возможностей тех людей, что встретились нам в жизни, нужно проработать ситуации возникновения сбоев, и перезаписать деструктивные команды (то, что было либо неверно понято, либо воспринято в ситуациях проявления слабости другими людьми), изменив их на полезные.
4. Опробовать новые успешные модели поведения, и добавить их к имеющимся.
5. Проверить в реальности, что улучшенная структура функциональна, целостна, человечна и эффективна.
6. Порадоваться новому успешному опыту и погордиться собой.
Итак, как выглядит экологичное решение в случае обнаружения «неправильного» субика и к чему оно приводит.
Нужно понять обнаруженную часть личности. Принять как ее проявления сейчас, так и историю возникновения. Дать достаточно любви, внимания и заботы. Привести в соответствие проявления этой субличности и текущую объективную реальность. Достигнув внутреннего согласия, целостности и внешнего успеха, получать удовольствие от жизни дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий